... На Главную

Личное мнение. Банк


Антон Коноваленко


Глава 12

В конец |  Предыдущая |  Следующая |  Содержание  |  Назад

Маниакальная подозрительность — это не болезнь, а несколько (совсем немного) гипертрофированная способность (качество организма, сознания), одна из многих, к выживанию в современном мире. Скорее положительная…

"Кодекс выживания",
Иван Никулик


Я готов смириться с тем, что буду получать меньше по процентам по депозиту; готов проститься с банковской тайной — пусть банк сообщает о движении по моему счету в налоговую инспекцию и другие государственные службы, но этот Банк должен быть государственным... И Банк может управлять моим вкладом, но не должен управлять ни мной, ни моей страной. Ведь я хочу, чтобы моя страна была и процветала.

"Честные деньги", Юрий Лапововк


В курсовой по деталям машин студент понтуется, пишет: "Вал выбираем деревянным, поскольку наши работы никто не читает".

Сдал.

Его работу прочитали.

Отчислили.

Формулировка: "Себя уважать надо".

"Студенческая жизнь",
Татьяна Татарчук


Справочная навигация.

Документи Національного Банка України

Положення про здійснення Банками фінансового моніторингу (затвердженого Постановою Національного Банку України від 26.06.2015 р. N 417


Сайт ООО "МИНФИН"


Мы немного определились со степенью законности (незаконности) оснований для "блокирования" счетов и прошлись по самой процедуре "блокирования".

У нас еще много неясностей. Так, мы пока не знаем, кто формирует список "террористов". Кто передает его в банк и т.п. Но мы очень постараемся до этой информации "докопаться".

А пока сделаем небольшое отступление и рассмотрим третий Закон, на который ссылается банк, когда угрожает реализовать или реализует свое будто бы право "остановить сотрудничество с клиентом", не возвратив ему возможность пользоваться его же, клиента, деньгами, путем размораживания активов, и отказавшись перевести деньги клиента на новый счет в другом банке.

И давайте ознакомимся с еще одним сообщением на Площадке.

Сообщение 0021.

Тема сообщения/Оценка: Негатив. Отделение по адресу: Одесса, ***

Автор — User21

Дата — 03 июля 2016, 15:21

"Имеем:

1. Зарплатная карта в данном банке;

2. (Заявлена) Необходимость пройти идентификацию (до) 15 августа 2016 (со слов менеджера, которая звонила 29.06.2016);

3. Карта-счет заблокирован сотрудником отделения банка 02.07.2016 (да августа еще почти месяц);

4. Я нахожусь в АТО, отделения (банка) в городе, где я нахожусь, нет. (Других) Вариантов кроме (как) личного посещения отделения (мне) предложено не было.

5. Жена с ребенком полутора лет на съемной квартире (не работает) без доступа к карте.

6. Предложение того же менеджера: "не волноваться, деньги останутся на счету, снимите как вернетесь." (сентябрь 2016 — планируется, но далеко не факт).

Вопрос:

1. На что жить жене с ребенком 3 месяца.

2. Ну, конечно, (по мнению банка) мне ж в АТО деньги не нужны (а какое дело банку — нужны или не нужны деньги клиенту в тот или иной период его жизни, его задача (банка) молча (!) обеспечить бесперебойную работу счета, а не создавать проблемы клиенту)."

Конец Цитаты.

Без комментариев!

Итак, "Положение об осуществлении банками финансового мониторинга (утвержденного Постановлением Национального банка Украины от 26.06.2015 г. N417, с последующими изменениями и дополнениями)"

Что нас интересует? В первую очередь те статьи и пункты Закона, которые определяют порядок идентификации клиента банком.

Поскольку для Автора это уже второй подход к "жиму" этого документа, он в первую очередь обратится к бланкам, к первоисточнику, тех самых анкет, которые предлагают заполнить в банке. Документ приводится на русском языке. С оригиналом документа на украинском языке вы можете ознакомиться по следующей ссылке: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/v0417500-15#Text.

Ремарка. Ниже по тексту Автор попросит читателя обратить внимание на примечание в самом начале документа по поводу окончания его срока действия. Автор настойчиво рекомендует: при начале работы над юридическими документами и текстами Законов, на которые ссылается ваш "партнер", обязательно проверять являются ли они действительными — когда приняты, когда их действие прекращено. Конец ремарки.

При чтении этого документа Автор просит обратить на указание им в скобках предполагаемого источника (по мнению Автора) получения данных.

Итак, анкета первая.

Приложение 5

Положение о проведении банками финансового мониторинга

(В редакции постановления Правления Национального банка Украины

25.05.2017 № 42)

(Пункт 67 раздела V)

АНКЕТА

клиента — физического лица

должна содержать следующие сведения:

1. Фамилия, имя, отчество (при наличии). (Паспорт клиента, Гос. реестр?)

2. Дата рождения. (Паспорт клиента)

3. Место рождения (при наличии). (Паспорт клиента)

4. Гражданство (для нерезидентов). (Паспорт клиента)

5. Место жительства или пребывания. (Паспорт клиента)

6. Сведения о документе, удостоверяющем личность. (Паспорт клиента)

7. Место временного пребывания на территории Украины (для нерезидентов). (Соответствующая Справка)

8. Регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (или идентификационный номер согласно Государственному реестру физических лиц — плательщиков налогов и других обязательных платежей) или номер (и при наличии — серию) паспорта гражданина Украины, в котором проставлена отметка об отказе от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов Украины, или номер паспорта с записью об отказе от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов Украины в электронном бесконтактном носителе. (Справка налоговой, выданная клиенту)

8-1. Наименование банка, который является абонентом-идентификатором, и дата получения с помощью средств Системы BankID информации о идентификационных данных клиента. (Банк, Система BankID)

9. Место работы, должность. (Слова клиента, Соц. страх, Пенс. фонд)

10. Номера контактного телефона и факса (при наличии). (Слова клиента)

11. Адрес электронной почты (при наличии). (Слова клиента)

12. Дата открытия первого счета/осуществления операции без открытия счета на сумму, равную или превышающую 150000 гривен или сумму, эквивалентную по официальному курсу гривни к иностранным валютам и банковских металлов в указанной сумме, в том числе в иностранной валюте, банковских металлах, других активах. (Банк, Система BankID)

13. Результат и дата оценки репутации клиента. (Банк, Система BankID)

14. Уровень риска проведения финансовых операций по легализации криминальных доходов/финансирования терроризма *. (Банк — C большим вопросом, Система BankID)

15. Дата первичного заполнения анкеты. (Банк, Система BankID)

15-1. Дата верификации клиента (при установке деловых отношений). (Банк, Система BankID)

16. Дата осуществления, и (данные о) мерах по осуществлению углубленной проверки клиента. (Банк, Система BankID)

17. Дата внесения в анкету последних изменений. (Банк, Система BankID)

18. Идентификационные данные лица, открывающего счет на имя клиента. (Клиент, Система BankID)

19. Идентификационные данные представителя клиента. (Клиент, Система BankID)

20. Данные о регистрации физического лица в качестве предпринимателя (при наличии). (Клиент/Банк)

21. Вид предпринимательской деятельности (при наличии). (Клиент/Банк/Система BankID)

22. Виды независимой профессиональной деятельности (при наличии) **. (Клиент/Банк/Система BankID)

23. Виды услуг, которыми пользуется клиент. (Банк, Система BankID)

24. Счета клиента, открытые в банке. (Банк, Система BankID)

25. Информация о принадлежности клиента к публичным лиц, к лицам близких или связанных с публичными лицами. (Клиент/Банк/ Система BankID)

26. Информация о принадлежности лиц, указанных в пунктах 18 и 19 приложения 5 к Положению об осуществлении банками финансового мониторинга, в публичных лиц, к лицам близких или связанных с публичными лицами. (Клиент/Банк)

27. Источники и объемы поступления средств и других ценностей на счета клиента (в том числе, ожидает клиент, который раньше не обслуживался), в частности: (Клиент/Банк)

1) совокупный среднемесячный доход; (Клиент/Банк)

2) в виде финансовой помощи; (Клиент/Банк)

3) от продажи ценных бумаг; (Клиент/Банк)

4) от продажи или уступки права денежного требования; (Клиент/Банк)

5) в виде займа; (Клиент/Банк)

6) от заключения срочных контрактов или использования других производных финансовых инструментов и деривативов. (Клиент/Банк)

28. Оценка соответствия финансовых операций клиента его финансовому состоянию и/или содержания деятельности (в случае выявления финансовых операций, которые не отвечают финансовому состоянию и/или содержания деятельности клиента, указываются результаты принятых мер по выяснению источников происхождения дополнительных средств). (Банк/Государственные органы/Система BankID)

29. Дата отказа от установления/поддержания (расторжении) деловых (договорных) отношений. (Банк/ Система BankID)

____________

*Информация содержится отдельно о каждом установленном клиенту уровне риска с указанием даты установления/изменения.

**Для клиентов — физических лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность.

{Приложение 5 в редакции Постановления Национального банка № 42 от 25.05.2017; с изменениями, внесенными согласно Постановлению Национального банка № 116 от 01.11.2018, № 58 от 02.04.2019}

Конец Цитаты.

Мда… Серьезный документ. Это вам не хухры-мухры.

Мы еще далее будет говорить о других пунктах этой анкеты, пока же обратим внимание на пункт 8-1 "Наименование банка, который является абонентом-идентификатором, и дата получения с помощью средств Системы BankID информации об идентификационных данных клиента."

Как автор себе представляет, как понял, обратив внимание на некоторые широко растиражированные сообщения в сети, Система BankID позволяет дистанционно идентифицировать клиента в условиях карантина и открыть ему, на основе этих данных, счет в любом банке, если он уже хотя бы раз однажды открывал счет в каком либо из украинских банков. Можно предполагать, что система эта работает относительно давно и в ней хранятся данные на всех граждан Украины, которым исполнилось 18 лет. А как же иначе…

Система эта внедрена, по-видимому, НБУ, поскольку именно от его имени публиковалось сообщение о возможности дистанционного открытия счета в любом банке Украины при содействии этой системы.

При современном уровне компьютеризации, как раньше говорили, вычислительной техники и наработанных к нашему времени технических и программных средствах обработки данных и современной технической возможности вычислительных платформ сохранять колоссальные просто массивы и объемы данных, будучи один раз идентифицированы, мы в виде нолей и единичек навсегда остаемся в системе BankID или любой другой системе, пока апокалипсис жадности не уничтожит, (а может и не уничтожит), эту цивилизацию. За последние тридцать лет Автор оставил свои "след" (свои данные ) в дюжине банков.

Некоторые из них работали, когда не было не только этой системы, но и самых возможностей современной вычислительной техники. Некоторые из них уже не работают сейчас — их владельцы или сочли дело невыгодным и закрыли учреждения, или сбежали, обокрав клиентов… Другие вполне себе процветают, невзирая на кризис.

Впрочем, в данный момент рассуждаем мы о том, что в настоящее время мы "просвечены со всех сторон". В системе BankID есть наши данные в соответствии с приведенными анкетами, в государственном реестре физических лиц есть все наши паспортные данные, в пенсионном реестре (Пенсионный Фонд) и реестре соц. страха (Фонд социального страхования) есть данные обо всех местах нашей работы и о зарплатах, которые мы там получаем или получали (наш работодатель является нашим налоговым агентом). Принимая в универсамах и торговых комплексах "скидочные" карточки, мы автоматически попадаем в базы данных систем торговли, которые внимательно следят за тем, что мы покупаем, на что мы обратили внимание. С их помощью, с использованием нехитрых алгоритмов, торговля прогнозирует и проверяет качество прогноза на примере данных о дальнейших наших покупках. И моделирует наше поведение, а затем и пытается управлять нашим поведением, нами, и в итоге — управляет.

Вот смотрите. Есть Государственная статистика, куда поступает огромное количество всяческих отчетов. Есть Государственный реестр физических и юридических лиц. Есть государственные фонды. Есть свои реестры — базы у МВД, СБУ, Прокуратуры, Судебной системы, Банковской системы и т.д. и т.п. А ведь еще и база МОЗ, Коммунальных служб, что там нам еще необходимо в нашей повседневной жизни и куда мы обращаемся? А о скольких реестрах, государственных и частных, мы еще не знаем?!

Которые собирают наши данные — да это просто модой какой-то стало в наше время! На какой сайт не зайдешь, кругом "мы имеем право собирать о вас информацию, и делаем это"… А потом эти "конфиденциальные" данные продаются и перепродаются… Растекаются по миру… Как там, у классика: "В вашей конторе течет со всех сторон".

В этих условиях, когда государственные структуры официально обязаны отвечать на запросы банков (заметьте, коммерческих, не государственных, не НБУ) все эти базы данных, реестры лиц, списки граждан, составленные по тому или иному признаку (за кого голосовал, есть средства в заграничных банках или нет, что пьет и ест и в каком количестве, курит не курит, чем болел, может ли быть донором органов, и т.д. и т.п.), находятся в режиме постоянного "перекрестного опыления" (взаимного обмена и дополнения).

Только чрезвычайно наивный человек может полагать, что в наше время живет в режиме строжайшего соблюдения тайны личности… На самом деле, мы с этой тайной давно уже попрощались, когда в первый раз согласились на обработку персональных данных (ну, а если бы не согласились, они все равно были бы обработаны).

(Не все так плохо, но мы узнаем об это в следующих главах. Правда, некоторые личности добавляют: "Всё ещё хуже...")

Господа! Кому надо и кому не надо знают о нас все!

Мы уже не удивляемся, когда менеджер оператора мобильной связи звонит нам по номеру, приобретенному без всяких документов "в подворотне", и называет нас по имени. Ребята, а как же тайна личности и закон о предоставлении информации только по запросу государственных компетентных органов. Мы не удивляемся, что такие торговые площадки, как Розетка, после двух-трех покупок, после просмотра нами уже даже и без входа в кабинет перечня товаров, потом шлют нам на электронный адрес "соблазнительные" предложения по скидкам на просмотренный в анонимном, как мы думали, режиме, товар.

Так может быть пора перестать стесняться, все равно о нас все и все (и даже те, кто не должен знать) знают!

В этих условиях Автор согласен на то, чтобы телефонные номера жестко соотносились (идентифицировались) с владельцем, с человеком или организацией (по паспорту и идентификационному коду). Да, это невыгодно мобильным операторам, да, общее количество обслуживаемых номеров уменьшиться раз в пять, а то и в десять (а вы часто говорите по двум одновременно из пяти имеющихся у вас номеров — а за услуги все равно оплачиваете только за одним номер, с которым соотносится самый выгодный в данный момент тариф). Но зато мы будем всегда знать, кто звонит (мы еще доплатим оператору за то, что он нам присылает идентификационные данные звонящего, к примеру). Зато мы точно будем знать, какая именно "редиска" (это очень мягко) звонит нам по ночам, и предлагаем всякую дрянь (к примеру).

И это будет правильно. Одна из составляющих гражданских свобод — право знать, кто нам звонит, должна быть реализована!!!

Автор уже много лет мечтает о том, чтобы иметь возможность проверить, а как именно его голос учтен на выборах (современные информационные системы позволяют это сделать легко, влет)… Если уже в той или иной мере говорят о том, что "не важно, как ты проголосовал, важно, как тебя (твой голос) сосчитали". Если уж обо мне и так все и все знают. Да, переболел язвой, да, хронический холецистит, да, гипертония второй степени — вам интересно? Даже мне уже нет — они ко мне уже пришли и уйдут только со мной. Так почему бы нам не извлечь из этого пользу и не узнать, а как именно посчитали наши голоса (для некоторых изверившихся в демократии — а почему вы посчитали мой голос, если я не ходил на выборы?) Правда, было бы очаровательно?! А уж как боялись бы все эти счетные комиссии попасться на фальсификации и сколько бы депутатов "съехали" бы с выборного процесса!

Но это все лирика… Пока только лирика.

А сейчас нам следует вернуться к предмету нашего интереса.

Примем как аксиому (мысль, не нуждающаяся в доказательстве), примем как факт, что после вашего первого визита в любой банк Украины, информация о вас через систему BankID доступна любому менеджеру любого банка в самом глухом углу страны.

У нас уже есть несколько версий, зачем банк гоняет нас по идентификационным минным полям, ведь у него вся информация о нас есть в свободном, фактически, доступе: после входа в системе BankID сотрудника банка по паролю. Ой, только не надо мне рассказывать, что сотрудник банка дает подписку о нераспространении. Сегодня дал, завтра забрал.

Так вот, помните рассказ на Площадке о "чудесах при собеседовании при приеме на работу": "Только что водой не обливали!" Это ж какой кайф для тех, кто такое собеседование прошел, унижать клиента! Причем совершенно безнаказанно. Ведь по закону того, кто проводит идентификацию, обижать нельзя.

А если в результате этого, банк еще на достаточно длинный срок времени прекратит доступ клиента к активам и банк сможет свободно ими пользоваться в свою пользу… Так и вижу эдакого мерзопакостного толстячка, который, потирая пухленькие ручки, пришепетывает: "Ну, что, убогие, кого мы еще сегодня развели на бабло…"

Ниже мы приведем без комментариев Анкету юридического лица, отмети лишь, что в данном случае количество "подтянутых" баз данных значительно увеличилось по сравнению с Анкетой для физ. лиц. Что не делает верификацию лиц юридических сложнее, скорее наоборот. Значительно проще. Так что галочки поставим и сделаем зарубки…

Мы к этой анкете еще вернемся.

Но прежде чем двигаться далее, все же отметим еще одну "шутку юмора" банка.

Последнее из трех писем, да тех самых, в которых из трех ссылок на действующее законодательство, две были недействительными. Вспомнили? Так вот, третье письмо было получено 15.06.2020 г.

Действия Закона, Приложения к которому — Анкеты, которые мы сейчас рассматриваем, было прекращено 19.05.2020 г.: "Постанова втратила чинність на підставі Постанови Національного банку №65 від 19.05.2020 г."

То есть уже и третья ссылка в третьем письме, недействительна.

Как бы теперь еще посмотреть "Внутренние" документы банка? Что они там накрутили?

Такие ляпы, — недействительные в юридическом смысле ссылки на Закон, это уже не некомпетентность юридического отдела при подготовке писем. Это такое презрение к людям… (Валы деревянные!) Нет слов!

Автор бы уволил такой юридический отдел гамузом, и обеспечил бы им всем волчий билет, чтобы они даже прикоснуться к юриспруденции не могли. Да и какое вообще дело им можно поручить? Подметать мой двор? Не, ребята, мне таких горе работников не надо!

Автор все же рекомендует просмотреть анкету юридических лиц, пусть она и является частью уже несуществующего Закона. Она ж наверняка "перекочевала" в какой-то другой.

Далее. Итак, Анкета для юридических лиц.

Приложение 2

Положение о проведении банками финансового мониторинга

(В редакции постановления Правления Национального банка Украины

25.05.2017 № 42)

(Пункт 67 раздела V)

АНКЕТА

клиента — юридического лица-резидента

должна содержать следующие сведения:

1. Полное и сокращенное наименование (при наличии). (Клиент, Гос. Реестр, Система BankID)

2. Организационно-правовая форма. (Клиент, Гос. Реестр, Система BankID)

3. Форма собственности. (Клиент, Гос. Реестр, Система BankID)

4. Местонахождение. (Клиент, Гос. Реестр, Система BankID)

5. Количество работников. (Клиент, Соц. страх, Пенс. Фонд,, Система BankID)

6. Идентификационный код. (Клиент, Гос. Реестр, Система BankID)

7. Дата государственной регистрации. (Клиент, Гос. Реестр, Система BankID)

8. Дата и номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований. (Клиент, Гос. Реестр, Система BankID)

9. Номера контактных телефонов и факсов. (Клиент)

10. Обособленные подразделения (филиалы, представительства, отделения или другие обособленные подразделения). (Клиент, Гос. Реестр, Система BankID)

11. Адрес электронной почты. (Клиент)

12. Дата открытия первого счета. (Система BankID)

13. Результат и дата оценки репутации клиента *. (Система BankID)

14. Уровень риска проведения финансовых операций по легализации криминальных доходов / финансирования терроризма **. (Система BankID/ Гос. Реестр)

15. Дата первичного заполнения анкеты. (Банк, Система BankID)

15-1. Дата верификации клиента. (Банк, Система BankID)

16. Дата осуществления и меры по осуществлению углубленной проверки клиента. (Банк, Система BankID)

17. Дата внесения в анкету последних изменений. (Банк, Система BankID)

18. Идентификационные данные лиц, имеющих право распоряжаться счетами [информация о которых внесенная в карточку с образцами подписей и оттиска печати (при наличии)] и/или имуществом; идентификационные данные представителя клиента (кроме других лиц, находящихся в трудовых отношениях с клиентом). (Банк, Гос. Реестр, Система BankID)

19. Сведения об исполнительном органе. (Клиент, Гос. Реестр, Система BankID)

20. Фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя или лица, на которое возложены функции по руководству и управлению хозяйственной деятельностью. (Клиент, Гос. Реестр, Система BankID)

21. Данные о физических лицах, являющихся конечными бенефициарными собственниками (контроллерами)*. (Клиент, Гос. Реестр, Система BankID)

22. Сведения о структуре собственности (прямое владение) с указанием доли*. (Клиент, Гос. Реестр, Система BankID)

23. Информация о принадлежности лиц, указанных в пунктах 18, 20 и 21 приложения 2 к Положению об осуществлении банками финансового мониторинга, в публичных лиц, к лицам, близких или связанных с публичными лицами*. (Система BankID)

24. Информация о материнской компании, корпорации, холдинговой группе, промышленно-финансовую группу или другое объединение, членом которого является клиент, дочерние предприятия. (Гос. Реестр, Система BankID)

25. Размер уставного капитала. (Гос. Реестр, Система BankID)

26. Вид (виды) хозяйственной (экономической) деятельности. (Гос. Реестр, Система BankID)

27. Содержание деятельности. (Гос. Реестр, Система BankID)

28. Лицензии (разрешения) на право осуществления определенных операций (деятельности) (наименование, серии, номера, кем выданы, срок действия).

29. Услуги банка (продукты), которыми пользуется клиент. (Банк, Система BankID)

30. Счета, открытые в банке. (Банк, Система BankID)

31. Счета, открытые в других банках (наименование банка, его код, номер счета) ***. (Система BankID)

32. Источники поступления средств и других ценностей на счета клиента (в том числе, ожидает клиент, который раньше не обслуживался), в частности: (Клиент, Гос. Стат., Банк, Система BankID)

1) в виде финансовой помощи;

2) от продажи ценных бумаг;

3) от продажи или уступки права денежного требования;

4) в виде займа;

5) от заключения срочных контрактов или использования других производных финансовых инструментов и деривативов.

33. Оценка соответствия финансовых операций клиента содержания его деятельности (в случае выявления финансовых операций, не соответствуют содержанию деятельности клиента, указываются результаты принятых мер по выяснению сути и цели их проведения клиентом)*. (Банк, Система BankID)

34. Оценка соответствия финансовых операций клиента его финансовому состоянию (в случае выявления финансовых операций, которые не отвечают финансовому состоянию, указываются результаты принятых мер по выяснению источников происхождения дополнительных средств)*. (Банк, Система BankID)

35. Дата отказа от установления/поддержания (расторжении) деловых (договорных) отношений. (Банк)

____________

* Информация может не заполняться в отношении клиентов, указанных в пункте 58 раздела V Положения об осуществлении банками финансового мониторинга.

**Информация содержится отдельно о каждом установленный клиенту уровень риска с указанием даты установления/изменения.

***Заполняется в случае наличия такой информации.

{Приложение 2 в редакции Постановления Национального банка № 42 от 25.05.2017; с изменениями, внесенными согласно Постановлению Национального банка № 58 от 02.04.2019}

Конец Цитаты.


К началу |  Предыдущая |  Следующая |  Содержание  |  Назад