... На Главную

«Бюрократизмус»


Георгий Чернятин


В конец |  Вернуться…


Избранные цитаты


Одним из самых интересных и всеобъемлющих понятий в теории автоматического регулирования является понятие «Обратная связь».

(Оно относится не только к ТАР, но и к ТАУ — теории автоматического управления… А также к ТЭП — теории электроприводов, к ТСУ — теории систем управления и т.д. и т.п.)

Отрицательная «Обратная связь» обеспечивает устойчивую и правильную работу любой системы управления. Если ее оборвать, «система идет вразнос» — становится не управляемой. Иногда лучше все же писать неуправляемой — одним словом — когда надо описать систему с оборванной (отсутствующей) обратной связью, в результате чего она приобретает ряд новых качеств и по существу становиться уже совершенно другой системой.

По большому счету это даже и философское (где-то, местами) понятие, свойственное любой «системе».

Легко прослеживается (система в состоянии «вразнос») в медицине (онкология), в банковской сфере (инфляция) и т.д.

В отношении природы — один из примеров. В народе говорят «Щука — чтобы карась не дремал» — здесь щука выступает в роли обратной связи, регулирующей численность карася в экосистеме водоема. Аналогичный пример — волк в лесу…

Что же выступает в роли обратной связи в бюрократических системах (ну, не обращение же граждан, правда?) — на первый взгляд совершенно непонятно. Но когда они идут вразнос, то история радикально меняется.

Где Атлантида, где Древние Греция и Рим, где Австро-венгерская империя, где Российская империя? Где, увы, СССР?


— «Что ж нам жалеть их, людей-то? Людей мы завсегда сделать можем, а вот кобылу... попробуй-ка сделать кобылу»…

Мнение некоего крестьянина. Начало XX века


Есть разного рода секретари. Казалось бы, ну секретари и секретари — их задача обеспечить работоспособность аппарата руководителя. Вполне себе «амбициозный» секретарь ведь со временем может стать и генеральным… Секретарем. И даже возглавить этот самый аппарат, заняв место директора (в широком смысле этого слова). Для этого всего лишь надо внести в базовые документы положение о том, что уполномоченным руководителем является секретарь (генеральный) (но не директор). А кто имеет доступ практически ко всем документам? Правильно, секретарь. Так что директор — отдыхает, а секретарь рулит…


Бюрократия — это не результат, это — процесс!


Один из самых эффективных способов не принимать решения (не предоставить информацию, отказать в требовании/просьбе) — в ответ на просьбу (требование) интересанта — «включить снисходительность».

«Включить снисходительность», значит, сделать вид, что вы (чиновник) знаете нечто такое, чего не знает посетитель (интересант). Слушать с задумчивым видом, кивать с умным, и негромко (обязательно негромко, чтобы заставить прислушиваться), отвечать не на те вопросы, которые задаются… Высший класс в этом «деле» — вывести посетителя на пик эмоционального возмущения — тогда он сам встанет и уйдет… Поздравляем, вы своего добились, поставили наивного мыслителя на место.

Почему мыслителя? Почему наивного? Так он же думает, что система работает на него… Как сильно он заблуждается!


Причиной гибели Советского Союза стала гипердеградация (стремительные вырождение) бюрократической системы управления.


Эта же, только кажущаяся «лишней» работа по доработке предложений, может, в большинстве случаев, высветить его грани и свойства, являющиеся даже и прямо вредными для существования системы…


Как только возникла необходимость в коллективной деятельности, тут же появился первый бюрократ.

И тут же он стал наипервейшим врагом именно равноправной (!) коллективной деятельности, поскольку само это понятие напрочь отрицает участие в ней бюрократа.


Система должна быть снабжена «Защитой от дурака», в противном случае она рано или поздно начнет функционировать со сбоями, распадаться на отдельные неуправляемые части и в итоге будет уничтожена, причем не извне, а изнутри тем самым дураком, от которого она не смогла защититься.

В роли дурака чаще всего выступает мелкий карьерист, который, ради сиюминутной личной выгоды быть замеченным начальством, предлагает управленческие решения, внешне выглядящие даже и вполне целесообразными, логично обоснованными, в той или иной степени простыми и не требующими значительных затрат и усилий, прежде всего со стороны того, кто их предлагает… Но в силу их скоропалительности и непродуманности, в силу отсутствия у дурака опыта, с высокой степенью вероятности эти решения будут иметь катастрофические последствия.


Опасность таковых предложений не только в том, что они в перспективе приводят к прямым финансовым потерям. Следует учитывать и такой, часто неосознаваемый фактор их воздействия на систему, как насаждение неправильного алгоритма работы системы, как в смысле взаимодействия ее частей, так и в смысле установления или изменения целевой функции существования самой системы.

Одним из способов борьбы с такими «улучшениями» является отправка любых предложений, вне зависимости от степени их кажущейся полезности для дела, после первого обращения, на дополнительную проработку и дополнительное обоснование, пусть даже и под надуманным предлогом — всегда существуют не учтенные сформировавшим это предложение человеком нюансы обоснования.


Карьерист быстро теряет интерес к своему предложению «по развитию» после того, как его «внес». Ведь его интерес лишь в быстром ознакомлении начальства со «способностями» инициатора. Однако прилагать дополнительные усилия и осуществлять «лишнюю» работу по реализации предложения для него нецелесообразно, поскольку он руководствуется не интересами дела, а перспективами быстрого, без особых затрат труда, личного карьерного роста.


Предложения эти, в перспективе весьма опасные по своим последствиям, должны быть, как можно скорее, отменены, поскольку несут прямую угрозу стабильности системы.


Умный умного сделает союзником, дурак в умном видит конкурента и угрозу своему месту.


Бюрократическая система до какого-то момента (имеется в виду её численность по отношению к численности населения) служит для утилизации бездельников и амбициозных «нікчем» (украинский, ни на что дельное не способный человек, демагог), не желающих трудиться и производить, включением их в бюрократический оборот. Опасность такой канализации в том, что если их численность не ограничивать искусственно, число этих трутней начинает разрастаться лавинообразно (экспоненциально).

Нормально численность бюрократического аппарата не должна превышать полутора процентов от численности трудоспособного населения.

После того, как количество бюрократов превысит определенный уровень…

Если бюрократов от двух до пяти процентов, надо начинать тревожиться.

Если бюрократов от пяти до десяти процентов, следует предпринять экстренные меры по сокращению аппарата до полутора процентов.

Если же бюрократический аппарат превышает десять процентов взрослого, трудоспособного населения, положение в стране можно смело называть катастрофическим.

Не обольщайтесь, различные фонды, которые существуют на заграничные вливания, можете также смело отнести к бюрократическому аппарату.

Пусть не будет для вас откровением — бюрократы всех стран давно объединились!


В отношении любого частного предприятия, в которых, конечно же, имеется тенденция к появлению своего бюрократа, также верны рассуждения об деструктивной роли бюрократа, как и для организаций любого другого типа. Однако в приватных предприятиях с ним бороться и тяжелее, и легче. С одной стороны, бюрократ всегда найдет возможность вести чисто бюрократический образ «жизни и работы». С другой стороны, «перевоспитать» или «уйти» бюрократа возможно четко определив его обязанности и поставив оплату его деятельности в прямую зависимость от результатов его работы. Самое главное, ни в коей мере и ни под каким бы то ни было соусом не разрешать ему участвовать прямо или косвенно в начислении ему зарплаты. Начисление бюрократом себе денежного и других видов довольствия погубило множество предприятий, стран, цивилизаций…


Как-то в начале двухтысячных автору пришлось по ходу одного из дел побывать в одном весьма солидном, как принято говорить, основополагающем, государственном учреждении, выдающем определенный вид лицензионных документов.

Автор не знал некоторых, принятых в тот момент, изменениях правил общения с гражданами, заключающихся в том, что общение с отделами этого учреждения стало осуществляться через ящик для входящей корреспонденции, а выдача уже готовых лицензий — в специальном окошечке в специально отведённое время. Для чьего удобства это было сделано мы даже не будем гадать.

Предыдущее свидетельство автор получал непосредственно в отделе у соответствующего ответственного за выдачу таких документов чиновника.

По привычке автор высмотрел на соответствующем стенде/плакате номер комнаты, в которую ему необходимо было попасть, и направился в неё, попутно про себя вяло удивившись отсутствию каких бы то ни было вахтеров/охранников.

Зайдя в комнату, автор поинтересовался ходом своих дел, на что от одной из двух юных барышень услышал/узнал об отсутствии начальника отдела и что ответ может дать только она.

Автор принялся ждать, поскольку рабочий-то день уже шел (ну не считать же разгаром рабочего дня время девять часов тридцать минут) и, очевидно, начальник должен был вот-вот быть.

Что автора тогда поразило, девушки невозмутимо продолжали раскладывать пасьянс на своих компьютерах, нимало не стесняясь того факта, что посетитель старше каждой из них более чем вдвое.

Минут через десять влетела в двери милая женщина средних лет, как оказалось, начальник этого отдела. Наметанным глазом оценив ситуацию, она изменилась в лице, покраснела, побледнела, нашла в себе силы ответить на приветствие автора и спросить о его делах. После того, как автор изложил цель визита, она спросила, может ли она в соответствии с новыми правилами выслать ему документ по почте, на что автор конечно же ответил согласием, распрощался и ушел, уже по дороге поняв, что смог пройти внутрь учреждения совершенно случайно — подтвердив своим «сольным проходом» нарушение кучи служебных инструкции, судя по тому, каким ошалелым взглядом проводил охранник совершенно незнакомого ему господина, выходящего с охраняемой территории.

Автор в те времена был/считал себя интеллигентным человеком и просто прошел мимо этой ситуации, но именно тогда он растерял остатки иллюзий и уважения к институту бюрократии.

А по его мнению ситуация выглядела так.

1. Девочки — чьи-то деточки, устроены на работу по протекции. Работа, её качество и содержание им глубоко по барабану. Автор ни в коем случае не будет сейчас рассуждать об уважении к налогоплательщику. Бедная их начальница, которая вынуждена их терпеть и работать, осознавая, что в тот момент, когда она пашет за одну зарплату, две несознательные личности бьют баклуши на две зарплаты.

2. У девочек полностью отсутствует какое бы то ни было представление о возможных жизненных и рабочих ситуациях. Как, например, осознание того, что они здесь находятся только до того момента, пока место, которое они занимают, не понадобится для протеже более высокого начальника и тот не сможет найти иное «подснежниковое» место в штатном расписании.

3. Эти «сотрудницы» просто не осознают, насколько они подставили свою начальницу. При наличии желания поставить всех на место, автор мог поднять весьма серьёзный скандал — сотрудники государственного учреждения в рабочее время раскладываю пасьянс, начальница приходит когда захочет, а не в соответствии с КЗОТ (тогда он у нас ещё был), а охранник просто поц, которого не оказалось на месте в самый неподходящий момент, в тот именно момент, когда «пришла какая-то принципиальная сволочь и нагадила всем в их чуткие нежные, такие ранимые, бюрократические души, поставила под угрозу их теплое и удивительно спокойное существование»…


Для рыбаков ловить рыбу в мутной воде означает получать гарантированный результат, конечно, при условии, что там есть рыба. Не будем занудствовать и рассуждать на тему, что муть точно также может при некоторых способах ловли мешать рыбаку, как и рыбе.

Для бюрократа такой мутной водой является беспорядок. Посетитель кричит возмущенно: «Да что у вас здесь за бардак!»

Посетитель не понимает. За бардаком тщательно (и легко) скрываются все огрехи в работе — низкая квалификация, нежелание работать, коррупция и прочие излишества разные нехорошие… Именно поэтому тщательно взвешенный (дозированный) беспорядок и суета вокруг него с налётом самоуважения всегда присутствует в «серьёзных» учреждениях.

Неправильно оформить документы, потерять их (засунуть их в такое место, откуда их при необходимости можно легко извлечь), затягивание сроков (притом, что работу над документом занимает «пять минут»).

На какие только ухищрения не пойдет бюрократ, чтобы создать вокруг себя ореол занятости и чрезвычайной загруженности, а, значит, своей крайней нужности именно здесь и именно в таком вот качестве.

Сильнее всего молодого бюрократа третируют маститые мастера бюрократии за демонстрацию посетителям легкости и быстроты в работе — не сено стогуешь…


Как воспринимать различного рода высказывания чиновников по тому, или иному поводу?

Да никак.

Все эти заумные высказывания на самые различные темы — не более чем флёр, за которым скрывается…

Что? В лучшем случае — бездеятельность.

Это попытки внушить нам, что их бездеятельность имеет какие-то оправдания.

Это попытки внушить нам, что их действия вопреки тому, для чего они поставлены, имеет какие-то оправдания.

Мы зачем вообще-то их нанимаем? Да, да — мы их именно нанимаем. Это из наших налогов они получают все виды содержания.

Мы их нанимаем, чтобы они работали, чтобы они защищали наши интересы.

Мы разрешали им рассуждать на темы, не связанные непосредственно с выполнением их обязанностей?

Нет! Так почему они рассуждают?

Мы разрешали им объяснять, почему они не защищают наши интересы?

Нет! Так почему они объясняют?

У должностного лица может быть только один вид высказываний — доклад о проделанной работе!

Всё остальное — лишь повод их штрафовать.

Посмотрите вокруг, посмотрите на свою жизнь и сами дайте оценку качества их работы.


Введение

Цивилизация, в основе которой лежит бюрократия, подошла к краю пропасти, за которой неконтролируемое и неуправляемое падение и неминуемый крах…

Или так.

Тормоза машины бюрократии, составляющей основу нашей цивилизации, отказали, и, набирая скорость, массивная туша стремительно несётся к своей гибели, угрожая утащить за собой всё живое, всё доброе, всё разумное…

Как-то ещё?

В общем, систему, которая зиждется на страхе, ждёт неминуемый крах.

Что будем делать?

Изучать её историю.

История современной цивилизации — этой история бюрократической машины.

Мы или изучим, узнаем её историю возникновения и развития и осознаем текущее положение дел, сделаем правильные выводы, выработаем меры по исправлению ситуации и реализуем их, или бездушная и аморальная бюрократическая машина самоуничтожится вместе со всей цивилизацией.


Любая бюрократическая система является системой, замкнутой на саму себя — её основной «целевой» функцией является успешное поддержание своего существования.

Под термином поддержание имеется в виду последовательность действий, направленная на незыблемость её существования и на обеспечение комфортного существования членов этого клуба.

Да, да входящие в бюрократическую систему люди — именно члены клуба — они ни в коей мере не являются ни работниками, ни сотрудниками.

У членов этого клубы весьма своеобразная этика — тех из них, кто не осознаёт её особенности, системы очень быстро исторгает во внешний, крайне неблагополучный мир «борьбы за существование».


Предварительно приведём несколько таких пунктов.

Существует несколько приемов, используемых бюрократами, имеющими соответствующий опыт, с целью избежать рассмотрения дела по существу, среди прочего это (для удобства изложения материала и ссылок на нижеприведенные пункты при их упоминании, они пронумерованы):

1. Выразить сомнение по поводу права Заявителя обратиться с Заявлением в соответствующее учреждение;

2. Пытаться убедить Заявителя, что вопросы, которые он затрагивает, не имеют отношения к его деятельности, что он вообще не имеет права поднимать этот или аналогичные ему вопросы;

3. Пытаться убедить Заявителя, что вопрос, который он затрагивает, не имеет отношения к компетенции бюрократа, к которому он обращается, находится за её пределами;

4. Пытаться убедить Заявителя, что он, якобы, обязан предоставить какие-то документы, которые еще не предоставил, и утверждать, что отсутствие этих документов, якобы, является поводом для отказа рассмотрения дела по существу;

5. Выразить сомнение в правильности обоснования Обращения указанными Заявителем ссылками на Законы и Постановления (действующее Законодательство);

6. Пытаться убедить Заявителя, что событие, на которое бюрократ обязан реагировать, еще не наступило, а потенциальная возможность его осуществления не является поводом для реагирования. Убеждать Заявителя, что реагирование на потенциальное совершение события, якобы, не является обязанностью бюрократа — он, якобы, должен реагировать только на произошедшее событие, но не предупреждать возможность его совершения;

7. Давать ответы на вопросы, которые не поднимались;

8. Не обращать внимания — не замечать — вопросы Заявителя, «неудобные» или потенциально опасные для бюрократа. Примечание — неудобный вопрос — вопрос, нуждающийся в серьезной работе над документами, регламентирующими деятельность бюрократа и на основании которых он обосновывает принятие им решения;

9. «Утопить» Заявителя в ссылках на разные пункты Законов, которые могут даже вообще не иметь отношения к делу, однако бюрократ пытается убедить Заявителя, что они имеют отношение к делу и являются, якобы, поводом для того, чтобы не предпринимать никаких действий по вопросам, составляющие содержание и суть Заявления;

10. Приводить ссылки на нормы Законов, которые он должен использовать, в виде их перечня, без указания каких-либо конкретных ссылок на пункты, которые должны использоваться в данном случае, или не могут быть использованы и пытаться убедить Заявителя, что приведение этих самых общих упоминаний и является ответом (это не так);

11. То есть, смотри предыдущий пункт, любыми способами избегать конкретики;

12. Повторить ссылку Заявителя на пункты действующего Законодательства, но сделать из них совершенно другие выводы, не отрицая заключения Заявителя по существу вопроса, но фактически игнорируя выводы Заявителя, якобы не замечая их;

13. Преобразовать переписку с Заявителем в юридическое обучение Заявителя, причем осуществлять его только на отрицательных примерах, то есть приводить только тезисы, в которых приводимые утверждения и ссылки отрицают возможность выполнения требований Заявителя;

14. Ни в коем случае не соглашаться с утверждениями Заявителя и не подтверждать их правильность…


К началу |  Вернуться…