... На Главную

Золотой Век 2013, №4 (70).


ИГОРЬ ШВЕДОВ


ИСКУССТВО УБЕЖДАТЬ


БЕСЕДЫ О СОВРЕМЕННОМ КРАСНОРЕЧИИ

КИЕВ. ИЗДАТЕЛЬСТВО ЦК ЛКСМУ «Молодь», 1986 год.


БЕСЕДА ТРЕТЬЯ. КУЛЬТУРА ОРАТОРСКОГО ТРУДА.

Глава 4.

Параграф 1.


В конец |  Содержание  |  Назад

Мастер-оратор, накапливая и организуя материал за письменным столом, располагая ориентиры мнемонического конспекта, а затем, произнося речь в аудитории, берет на вооружение могучее технологическое средство: принцип маятника.

Все на свете маятник — жизнь и смерть, равновесие космоса, смена дня и ночи, кровообращение, работа автомобильного двигателя... Любовь! Хватается человек за голову: ах, разлюбила! ах, разлюбил!.. А может быть, просто маятник отношений дает сбои? Бессмысленно надеяться, что с течением лет останутся неизменными очарование первых впечатлений, прелесть новизны. Все минует! Но не одни потери на человеческой дороге! "Молодость,— говорил Гейне,— это не возраст, а состояние души". С годами приходит мудрость, положение в обществе, особое обаяние, красота зрелого возраста. И дальше все зависит от культуры чувств. Если отношения способны выдержать нижние уровни амплитуды и возрождаются всякий раз в новом качестве — это и есть любовь. Маятник!..

Каждый, пожалуй, наблюдал в своей повседневной практике, как меняется на протяжении суток наше душевное и физическое состояние, работоспособность, восприимчивость. Тоже маятник? Да. И весьма жестко регламентированный. Недавно в печати промелькнуло сообщение об очень интересных в этом смысле исследованиях советского психолога Л. Глыбина. Он выделяет в нашем суточном ритме 10 циклов — подъемов и спадов. По Глыбину, наш "маятник" запускается в 5 часов утра. Очень активный период продолжается до первого утреннего спада в 9 часов. Затем следуют взлеты самочувствия в 11, 16 и 20 часов. Это время считается наиболее благоприятным для принятия ответственных решений, проведения деловых совещаний и, конечно же, для публичных выступлений.

И аудитория — маятник. Сложный, многоликий, малоподвижный. "Опорные точки" вашего мнемонического конспекта как раз и призваны обозначить места приложения нравственных усилий, где вы надеетесь качнуть маятник—аудиторию, активизировать внимание, сориентировать мысли многих людей в единственном, вами избранном направлении.

Публичная речь есть прежде всего действие. И подчиняется она точно той же логике поступательного движения, как и любое другое физическое действие, направленное к достижению конкретной цели: соприкосновение, преодоление встречной инерции, увлечение за собой.

Общая тенденция постепенного подъема в хорошей речи, конечно, ощущается всегда. Но было бы совершенно неправильным представить себе график выступления в виде прямой линии, стремительно взмывающей — от начала к финалу. Скорее всего это восходящая синусоида: взлет— поворотная точка вверху — спад — нижняя поворотная точка... И снова то же самое — только как бы на ступеньку выше: взлет — спад, взлет — спад.

Это н есть ритмический маятник, по которому система "оратор — аудитория" живет и действует как целостный организм. Для оратора очень много значит умение уловить ритм такого маятника, согласовать с ним режиссуру своего выступления. Амплитуда каждого цикла "взлет — спад", по моим наблюдениям, практически совпадает со временем наступления "кризиса внимания", то есть имеет продолжительность минут 12—15.

Если попытаться мысленно рассмотреть каждый из этих ритмических эпизодов отдельно, то вот на что следует, мне кажется, обратить особое внимание. Момент спада на отдельных участках публичной речи вовсе не является чем-то негативным, бедственным, отпугивающим. Это не мертвая зона, а тественный и необходимый элемент прочной эмоциональной конструкции. В спаде как бы самой природой предусматривается возможность, начало последующего взлета. Опытный оратор знает: на спаде аудитория расслаблена, наиболее восприимчива к выводам, обобщениям, благожелательно встречает элементы разрядки — юмор, поэзию, лирические отступления. Именно здесь лучше всего заложить смену сюжета, чтобы затем, преодолев нижнюю поворотную точку, воспользоваться взлетом и повести слушателей на штурм новых высот.

Заразительность аудитории — явление широко известное. Но управлять им возможно лишь при четкой организации ритмической партитуры отношений с аудиторией.

В связи с этим еще один пример того, как используется в ораторском деле "принцип маятника".

Произведения "обычной", "нормальной" драматургии строятся, как известно, из конфликтных реплик (взаимодействуют два или несколько персонажей). Основу конструкции ораторского монолога составляет, как я определил для себя, особая драматургия контрастных эпизодов. Их чередование — точно размахи маятника. Этот ритм, соподчиненный "магическому числу" 7±2, придает гармонию и прочность всей смысловой и сюжетной арматуре публичной речи.

...Существует превосходный прием для лекций научных, методических, узкоспециальных: предварительное сообщение плана выступления. Это ведь тоже в некотором роде маятник. Академическую лекцию порой абсолютно невозможно — да и не нужно — чем-то украшать или оживлять. Она сдержанна и строга. И в этом ее прелесть. Сообщив план выступления, вы как бы заведомо делаете аудиторию соучастницей своего поиска истины: от пункта к пункту, со ступеньки на ступеньку — вот вам и готовый интерес.

Очень ценил этот прием Владимир Ильич Ленин. Как только это представлялось возможным, он просил, чтобы план его выступлений печатался в афише. Тем самым наперед задавался смысловой, глубинный ритм будущих отношений с аудиторией.

Использован этот прием и в книге, которую вы сейчас держите в руках. Посмотрите, на титульном листе каждой беседы — краткий тематический перечень того, что читатель встретит на последующих страницах. Этот же перечень я обычно стараюсь сохранить и в афишах своих публичных выступлений по методике красноречия.


К началу |  Содержание  |  Назад