... На Главную

Золотой Век 2010, №11 (41)


БОЛИНГБРОК


ПИСЬМА ОБ ИЗУЧЕНИИ И ПОЛЬЗЕ ИСТОРИИ


Приложение 1.
Письмо XVIII.



В конец |  Содержание  |  Назад

...Но мы хотим, чтобы нас поняли именно так, как мы уже пытались объяснить наши взгляды в одном из предыдущих разделов. Мы понимаем, что наша конституция находится в опасности не только всякий раз, когда на нее нападают, но и когда ее нарушают, ибо нарушение это может стать поводом для нападок. Мы понимаем также, что степень этой опасности уменьшается или увеличивается в прямой зависимости от тяжести нарушения, но безотносительно к возможности дальнейших нападок. Это объяснение подкрепляется еще и тем, что народ имеет несомненное право сохранять свою конституцию не только нерушимой, но и огражденной от нарушений. Если подкуп, чего, мы надеемся, никогда не произойдет, все же восторжествует, как во время недоброй славы выборов в парламент, то все мы уверены, что великодушие нашего теперешнего короля побудит его отвергнуть с презрением столь низкую возможность утвердить свое преимущество над народом. Наоборот, исполненный героического духа, он сохранит свободу даже такому недальновидному народу, который более не заслуживает права на столь неоценимое благословение, но который никогда не будет заслуживать и того, чтобы свобода его была попрана кем-либо из королей того самого рода, что им, народом, был возведен на престол — и не для чего иного, как сохранить свободу. Да, все это мы знаем, а потому народ, без сомнения, может быть уверен в каждом последующем государе, происходящем из этого достославного королевского дома, что, однако, не меняет дела, ибо цепь событий, которую я называю опасною, не перестанет быть таковой по этой причине.

Да слети ангелы и архангелы с небес, чтобы править нами, та же самая опасность сохранится, пока источники, питающие ее, не будут уничтожены; и не потому, что некоторые ангелы и архангелы поддались искушению и стали греховны, т. е. превратились из ангелов-хранителей в демонов-искусителей, в мучителей человечества, и тем самым могут ввести в искушение других, а потому, что как личная свобода не может считаться непоколебимой при правительстве, которое ставят закон, верную и единственную гарантию ее неприкосновенности, в зависимость от единоличной воли, так и общественная свобода всякий раз в опасности, когда свободная конституция зависит от этой воли,— а наша свободная конституция зависит от нее самым непосредственным образом, покуда воля и власть одного сословия могут управлять действиями всех трех сословий.

После того, как я объяснил, что я подразумеваю под опасностью, и тем предвосхитил возможные упреки в злопыхательстве, остается лишь показать, что эта опасность реальна, а не является плодом фантазии больного воображения или пристрастного размышления. Поэтому я постараюсь сделать это как можно короче, опираясь в своих выводах на неоспоримые факты.

Тот, кто пытается управлять свободным народом, прибегая к подкупу, вести его на поводу у ложных интересов вопреки интересам истинным, не может похвастаться новизной этого изобретения. Оно старо, как мир, и не приносит иных лавров, кроме лавров убогого подражателя. Многие пытались во имя прерогативы монарха подкупить парламент, вызвать разногласия в народе и позволить авторитарной королевской власти не считаться с требованиями закона. Мы уже отмечали нечто подобное в связи с правлением Карла Второго, однако предпринятые тогда попытки не увенчались успехом...


К началу |  Содержание  |  Назад