... На Главную

Золотой Век 2008, №1 (07).


Надир Ширинский.


ЗАБЫТАЯ ЗВЕЗДА РОМАНСА


В конец |  Предыдущая |  Следующая |  Содержание  |  Назад

Екатерина Николаевна Юровская


В городской администрации Магнитогорска весной 1939 года было неспокойно.

В состоянии крайнего волнения пребывал отдел культуры. Уже всем было ясно, что открытие летнего концертного сезона находится под угрозой срыва. Ремонт в самом большом городском Летнем театре продолжался, конца и края ему не было видно, а открыть сезон была приглашена столичная знаменитость.

Торжества наметили на начало июня, и, когда встал вопрос о переносе сроков концерта, Челябинская филармония — организатор гастролей артистки — ответила отказом. У популярной певицы был свой график поездок, который нарушать было нельзя.

К тому же в коридорах здания администрации видели вездесущих журналистов газеты "Магнитогорский рабочий", а вынести проблему на страницы печати означало гарантировать себе неприятности по партийной линии.

Оставался один выход — дать концерт столичной звезды в ремонтируемом зале, а сезон официально и торжественно открыть позже.

Пока судили и рядили, время было упущено, и всего несколько афиш, извещающих о концерте, удалось вывесить только за один день до концерта. Но молва о приезде любимой певицы разнеслась по городу молниеносно, и 2 июня тысячный зал Летнего театра парка Металлургов был забит до отказа. Люди стояли в проходах, сидели на ступеньках. Артистку знали и любили по многочисленным патефонным пластинкам, бывавшие на ее концертах раньше рассказывали о ней чудеса.

Под гром аплодисментов на сцене появился пианист, аккомпаниатор певицы. Предваряя основную часть программы, он исполнил "Прелюдию" Рахманинова и "Фантазию" Листа. Наконец, конферансье торжественно объявил: "Исполнительница старинных романсов и таборных песен Екатерина Николаевна Юровская". Она вышла, улыбаясь аплодисментам зрительного зала и восторженным крикам. Ей было чуть за пятьдесят, но черты ее лица сохранили былую красоту, а голос... Голос звучал все так же сильно, звонко, был таким же свободным, полетным. Годы только прибавили сценического опыта, обогатили внутренний мир творца, художника, и исполнение артистки было расцвечено такими красками, трагедия в ее романсах переживалась ею так глубоко, а веселье заражало так искренне и сильно, что зрители были покорены буквально с первого же номера ее программы.

"Жестокие" романсы сменялись лирикой, русские народные песни чередовались с цыганскими таборными — "Гори, звезда любви", "Ночь светла", "Пой, цыган", "Василечки", "Широка в поле дорога", "Травушка-муравушка", "Ах, ты, степь широкая", "Однозвучно гремит колокольчик", "Жигули", "Фиалки"... Публика неистовствовала. Такой успех у певицы был всегда.

Даже центральная пресса официально приветствовала артистку, что в те годы было редкостью:

"В ее творчестве слушателей пленяет не только исполнительское мастерство, но какая-то особенная простота и глубина, умение передать душевные качества человека — нежность, печаль, грусть, радость".

Не нужно забывать, что описываемые события происходили в страшные 1937-39 годы, когда жанр старинного русского и цыганского романсов не имел право на существование. Публичные комплименты в адрес певицы с таким репертуаром говорят сами за себя, ведь за неверно сказанное слово в те времена можно было лишиться всего, даже жизни.

А она просто пела, для нее петь значило — дышать. Сам тембр ее голоса, как мы сейчас говорим, был "народным" — ярким, сочным, заливистым, ведь недаром первыми, кто обратил на нее внимание, были руководители хоров русской песни.

Екатерина Николаевна Юровская родилась в Киеве в 1886 году в небогатой семье. Уже во время учебы в гимназии девушка с удовольствием пела в любительских коллективах, выучила много народных песен, в самодеятельных концертах исполняла модные в то время романсы.

В 1908 году Катя познакомилась с руководителем известного хора Н.Богдановым, который пригласил ее в свой коллектив. Она быстро обратила на себя всеобщее внимание великолепным, самой природой поставленным голосом, тонким музыкальным слухом и, конечно, яркой внешностью. Вскоре хор вместе с новой солисткой отправился в гастрольную поездку, которая для Кати была первой в жизни.

Приобретя некоторый сценический опыт, молодая хористка решается выступать с сольными концертными программами. В 1917 году состоялся ее первый сольный концерт. Большое впечатление искусство Е. Н. Юровской произвело на Клавдию Ивановну Шульженко, которая пишет:

"Я только начинала свой творческий путь, а Екатерина Николаевна Юровская была уже в зените славы. Мне не раз приходилось слушать ее с концертной эстрады. Слушателей всегда покоряло ее исполнительское мастерство — темпераментное, содержательное и всегда с настроением. Я уважала эту певицу как большого мастера жанра, в котором она выступала".

Обычно Екатерина Николаевна во время концерта исполняла около 20 произведений. В ее программах чаще всего принимали участие пианисты, скрипачи, которые играли один-два сольных номера — сочинения композиторов-классиков, иногда в концерте принимали участие драматические артисты, чтецы. Это давало возможность певице не переутомляться, беречь голос в отличие, скажем, от знаменитой Н. В. Дулькевич, которая за один вечер в программе могла спеть 30 романсов, а потом еще 20 на "бис", или от "несравненной" А. Д. Вяльцевой, которая тоже пела до изнеможения. Видимо, поэтому артистическая карьера Екатерины Юровской продолжалась столь долго и была так насыщена. Ведь за сорок лет работы на эстраде она спела около одиннадцати тысяч концертов!!!

Но бывали и исключения. Показательны воспоминания самого популярного исполнителя тех лет Вадима Алексеевича Козина:

"В 30-х годах эстрада во многом отличалась от нынешней, немногие были способны дать сольный концерт. Утесов, Юровская, иногда — Церетели. Русланова уже не давала. Сейчас трудно представить, что такое прежний сольный концерт, который начинался в девять часов вечера, а заканчивался иногда после двенадцати. И все это время нужно было держать публику в напряжении, да чтобы в конце тебя еще и на бис вызывали".

Бывали, значит, какие-то, особо важные большие концерты, когда артистка пела по три часа кряду!

"Впервые мы встретились с Екатериной Николаевной в 1924 году. В то время я работал аккомпаниатором и мне часто приходилось встречаться с ней на концертной эстраде... Успех Екатерины Николаевны был колоссальный. Публика любила ее за необыкновенное умение исполнять старинные романсы, цыганские и русские народные песни. В них певица вкладывала весь пыл, всю страсть своего горячего сердца. Прекрасная это была певица. Редкого дарования. Одна из немногих, умевшая на протяжении долгих лет достойно представлять "свой" жанр на концертной эстраде", — пишет известный композитор, народный артист РСФСР Дмитрий Яковлевич Покрасс.

Во время войны Е. Н. Юровская пела в составе фронтовых бригад, выезжала на передовую, ее репертуар пополнился советскими военными песнями.

Интересно, что пресса 30-40-ых годов ставит певицу в один ряд с корифеями советской эстрады того времени — Вадимом Козиным, Кэто Джапаридзе, Изабеллой Юрьевой, Тамарой Церетели, да так, в сущности, оно и было, а в наши дни ее имя, к сожалению, редко кто вспоминает.

По гастрольным маршрутам популярной артистки можно изучать географию бывшего Советского Союза. Рецензии на ее выступления появлялись в газетах "Магнитогорский рабочий", "Молодой дальневосточник", "Туркменская искра", "Забайкальский рабочий", "Большевик Запорожья".

Любопытно познакомиться с достаточно интересным отзывом о выступлении Е. Н. Юровской, опубликованном в газете "Звезда" города Молотов. Статья типична для своего времени, однако ее автор — человек, хорошо разбирающийся в жанре. Журналист совершенно верно отметил, что у певицы каждый номер концертной программы тщательно выстроен, хорошо продуман, и речь в статье шла не столько о вокале, сколько о тонкостях и нюансах трактовки:

"Вовремя вставленная пауза, вовремя вырвавшийся вздох, часто появляющийся гортанный звук — все это умело используется. Это и привлекает, это и составляет достоинство Юровской и дает ей успех".

Однако в те годы (а статья написана в феврале 1941-го) было принято не только отмечать достоинства, но и сурово обличать недостатки... Автор обрушивается на низкопробный репертуар, примитивную мелодию и простецкие стихи исполняемых романсов, говорит о непрофессионализме аккомпаниаторов и даже обвиняет певицу в фальши и детонации, во что, честно говоря, просто не верится.

Но никакие официальные отзывы не могли повлиять ни на степень популярности всеобщей любимицы, ни на огромные тиражи напетых ею патефонных пластинок, которые мгновенно раскупались, ни на постоянные аншлаги на ее концертах.

Другое дело, что творчеству певицы не сопутствовали шумиха и ажиотаж, создаваемые вокруг звезд эстрады тех дней, а ранняя смерть ее в 1949 году и масса политических и экономических событий в жизни страны в последующие годы отдалили от нас искусство артистки.

Почти не осталось в наши дни слышавших и видевших ее на сцене, но некоторые коллекционеры и сегодня авторитетно заявляют, что Е. Н. Юровской нет равных среди исполнителей отдельных шедевров романсовой лирики. Считается, например, что с Екатериной Николаевной невозможно состязаться в исполнении знаменитого романса Б. Прозоровского "Вернись", что с такой силой драматизма, с такой глубочайшей экспрессией, просто криком души, его никто не передавал, включая и Тамару Церетели, для которой этот романс написан автором.

А тот памятный концерт в Магнитогорске закончился, как всегда, триумфом. Восторженные зрители долго не отпускали певицу, вызывали на "бис", подписывали у нее фотокарточки, которые можно было купить тогда в любом киоске "Союзпечати".

Городские газеты указали на недостатки в работе городской администрации, и нерадивые чиновники получили заслуженные взыскания.

А Екатерина Николаевна долго потом, смеясь, вспоминала, как в самых патетических местах программы, когда она "давала много голоса", с крыши Летнего театра в парке культуры ей на голову все время сыпалась известка...


2008


К началу |  Предыдущая |  Следующая |  Содержание  |  Назад