... На Главную

Золотой Век 2007, №6 (06).


Евгения Кожушко.


ИКАР ИЗ КИЕВА.

В конец |  Предыдущая |  Следующая |  Содержание  |  Назад

Человечество танцует столько времени, сколько оно существует. Балетное искусство появилось сравнительно недавно, всего около 700 лет назад. Классический балет — высокое искусство и задача его, передавать в музыке и пластических образах то значительное, глубокое и разностороннее содержание. И чем талантливее танцоры, композитор и балетмейстер — тем большей силы, красоты и правдивости достигает искусство танца.

Начало апреля 2007 года сцена Национального академического театра оперы и балета им. Т. Г. Шевченко встретила открытием Восьмого Международного фестиваля балета «Серж Лифар де ла данс».

Фестиваль продлился не два, как обычно, а четыре дня. Открылся фестиваль 2 апреля, в день рождения Сергея Лифаря и завершился Гала-концертом 5 апреля.

Фестиваль познакомил публику с лауреатами международных балетных конкурсов, а также с концертной программой ведущих мастеров балета разных хореографических школ классического танца и театров Украины, Франции, России, Германии, Италии, США. В фойе театра состоялась презентация книги Сергея Лифаря «Спогади Iкара», изданной в Киеве в 2007 году, переведенной с французского издания 1989 года на украинский.

Речь пойдет о человеке не от массовой и бульварной культуры, а о человеке глубокого и содержательного искусства, незаурядной личности, талантливом артисте, обогатившем мировую культуру наследием классического танца. Он владел международным языком — языком танца. Его имя по праву принадлежит танцевальному искусству трех стран — Украины, России и Франции. Танцору, сохранявшему более 30 лет хореографический стиль Парижской оперы. Его творчество достигло вершин мастерства. Ему удалось реформировать, возродить и придать свежую силу балету Франции. Пусть его имя, вернувшись на родную землю, после многих лет забвения навсегда останется в наследии нашей культуры.

Имя нашего соотечественника, киевлянина Сергея Михайловича Лифаря (1905-1986) — блистательного танцовщика, звезды всемирного диапазона балетного искусства, балетмейстера, теоретика, педагога и крупного коллекционера на протяжении многих десятков лет на его родине было окружено полным забвением.

К большому сожалению, его имени нет ни в одной из изданий БСЭ и Музыкальной энциклопедии до 1991 года. Только в специальной энциклопедии «Балет» (1981), изданной в Москве помещена статья. Через 10 лет появляется небольшая заметка в БЭС. В Украине заметка в несколько строк, в энциклопедическом справочнике «Митцi України» за 1992 год. А вот в зарубежных энциклопедических изданиях, начиная с 1970-х годов, помещены весьма обстоятельные статьи.

Будучи киевлянином, Сергей Лифар всегда помнил свой родной город. Прожив не один год за рубежом, он писал: «Только тот, кто был в Киеве, кто смотрел с Царской площадки на широкий, торжественно-величавый, спокойно сияющий своим серебром на солнце Днепр и на безграничный, необъятный простор зеленых заречных далей — захватывает дух и радостно освобождается и расширяется душа от этого простора! — кто бывал в Выдубецком монастыре, на высоком, крутом, зеленом берегу и оттуда смотрел на поля и леса, которым нет конца, нет краю — только тот поймет, почему для киевлянина нет ничего дороже Киева с его Днепром, с детства входящим во все существо».

Сергей Михайлович Лифарь родился 2 апреля 1905 года в состоятельной киевской семье чиновника Департамента водного и лесного хозяйства Михаила Лифаря и его жены Софии — дочери владельца старинного имения в Каневском уезде Киевской губернии.

В личном архиве С. Лифаря сохранилась фотография родителей 1900 года, на которой отец предстает в мундире чиновника, а мать в украинском народном костюме. Покоятся родители Лифаря на Байковом, кладбище в Киеве.

Одно из первых соприкосновений с искусством произошло у Сергея в детстве в имении свого деда по матери, на Каневщине. Слушая народное пение, мальчик впитывал в себя все мелодическое богатство народной музыки. Наблюдая во время народных праздников красочные обряды, запоминал движения, манеру и характер исполнения народного танца. Потом пение в гимназическом хоре, первое посещение театра и знакомство с классическим балетом.

С 1921 году Сергей Лифарь начинает серьезно заниматься хореографией в Киевской балетной студии, которой руководила Бронислава Нижинская — артистка балета, хореограф, сестра легендарного Вацлава Нижинского. В 1923 эмигрирует во Францию, где в Париже вступает в прославленную труппу «Русский балет» Сергея Павловича Дягилева (организатора знаменитых «Русских сезонов»), состоявшую преимущественно из артистов российской эмиграции. Дягилев становится для Лифаря не только активным творческим советчиком, руководителем, наставником, но и другом.

С. Дягилев со своими «Русскими сезонами» считал, что они должны вернуть «российский культурный долг Франции», так как создателями профессионального балета в России были французские хореографы: Дидло, Перро, Петипа.

Парижская газета «Рщаго» в те годы писала: «Русские танцовщики, быть может, сами не сознают мистического характера своих танцев. Но мы почувствовали это, и поэтому их спектакли были для нас откровением».

В 1924 году Лифарь впервые видит в спектакле уже известную во всем мире Анну Павлову, он потрясен, впечатления переполняли его, он вспоминает: «Когда на сцене появилась Анна Павлова, мне показалось, что я еще никогда в жизни не видел ничего подобного той не человеческой, а божественной красоте и легкости, совершенно невесомой воздушности и грации. С первой минуты я был покорен простотой, никаких фуэте, никаких виртуозных фокусов — только красота, только воздушное скольжение, как будто ей не надо делать никаких усилий, как будто она была божественно, моцартовски одарена. Я увидел в ней не танцовщицу, а ее гения, я увидел откровение неба и не был на земле...».

В труппе Дягилева Лифарь с фанатизмом предается любимому делу, благодаря энергии и таланту молниеносно достигает успехов и вскоре становится ведущим солистом в «Русской балете».

Настал период триумфа.

В 1928 состоялась премьера балета «Аполлон Мусагет» Игоря Стравинского, в главной роли Сергей Лифарь. Хореографическая постановка Г. Баланчина, декорации созданы французским художником-примитивистом Андрэ Бошаном. На спектакль собрался весь светский Париж. Успех был фантастический, овации не смолкали.

Лифарь вспоминает: «Мне была устроена громадная овация, но больше, чем этой овации в моем празднике я радовался собственной радости — сознанию художественной удовлетворенности и больше, неизмеримо больше, чем шумным аплодисментам, успеху, который я имел у Игоря Стравинского и у Дягилева».

После спектакля Стравинский дарит Лифарю клавир балета с надписью «Восхитительному Аполлону Сереже Лифарю любовью от автора, а Дягилев преподносит золотую лиру, которую на балу Сергей передаривает Коко Шанель, своей «таггате» (крестной матери).

Вскоре, в 1929 году последовал еще один успех, в Прокофьевском «Блудном сыне».

Артист вспоминал: «Публика не догадывалась — я играю себя, блудного сына, свою жизнь».

По окончании спектакля зрители неистовствовали, овации не смолкали, зал кричал «Лифарь», возле гримерки толпились поклонники с цветами, многие женщины плакали от восторга.

Время успеха совпало с одним из сложных жизненных периодов Сергея, периода переосмысления лет прожитых в эмиграции. Разочарование, потеря веры в друзей, тоска по родине, одиночество, усталость.

Из воспоминаний Лифаря: «Все, что я переживал, было воплощено в пяти-шести минутах сценического действия. Эта финальная сцена была игрой, но какой игрой — куском жизни, брошенным на сцену, и так я никогда еще не играл, и никогда не буду играть».

Уже в 1930 году Сергей, ему тогда было всего 24 года, соглашается на предложение занять сразу три должности в парижской «Grand Орега». Художественного руководителя, солиста театра и главного балетмейстера, находясь на последней должности с перерывами до 1977.

Его невероятная выносливость, артистизм, музыкальность и художественный вкус вызывали восхищение и заражали энергией. Одухотворенный колоссальной внутренней силой, овладев в совершенстве языком классического танца, он вызывал любовь и уважение у коллег по театру.

Лифарь осуществляет постановки и исполняет главные партии в таких балетах как: «Стальной скок» (1927), «Блудный сын» (1929) и «На Днепре» на музыку С. Прокофьева (1932), «Давид торжествующий» К. Дебюсси и М. Мусоргского (1936), «Сюита в белом» Э. Лало (1943), «Ведение» А. Соге (1947), «Ромео и Джульетта» ГГ. Чайковского (1949), «Фавн», «Кепагс» (1929), «Белоснежка» (1951), «Жар-птица» И. Стравинского (1954) и многих других.

В Сергее Лифаре гармонично сочетался теоретик и практик, он выработал свой стиль танца, его хореографические постановки отличались принципиальной новизной и скульптурно-живописной выразительностью.

Он воспитал 11 учеников, которые стали звездами классического балета. На протяжении всего творчества поставил более 200 балетов, хореографических миниатюр и дивертисментов к оперным спектаклям, многие из которых сохранились в репертуарах современных театров мира. Среди его партнеров по сцене были А. Никитина, О. Спесивцева, Т. Карсавина, В. Нижинский, С. Идзиковский, И. Рубинштейн, М. Кшесинская, Н. Тихонова, Н. Зверев.

За роль Икара, в балете «Полет Икара» на музыку Игоря Марковича (тоже нашего соотечественника, киевлянина, композитора, дирижера и пианиста, уехавшего за рубеж, сотрудничавшего с С. Дягилевым), в 1935 году Лифарь получает почетное звание «Этуаль Оперы».

Через несколько десятков лет французский монетный двор отчеканивает монету — на одной стороне профиль артиста на другой фигура белокрылого Икара.

С 1944 по 1947 гг. Лифарь руководит труппой «Новый балет Монте-Карло», гастролирует по странам Европы, американского континента, Африки, Японии.

В 1947 году он основывает в Париже институт хореографии, заведует балетными классами при Русской консерватории им. С. Рахманинова, а с 1955 года ведет курс истории и теории танца в Сорбонне, где для него специально была организована кафедра хореографии.

Лифарь создает свою систему воспитания танцовщика, пишет и печатает более двух десятков книг по истории и теории балета, изданий мемуарного и автобиографического характера. В свет выходят его книги на русском, французском, английском языках. Выступает как организатор и активный участник различных выставок, касающихся музыки, живописи, литературы. По его собственным словам, он стремится «содействовать различным формам проявления культурной жизни русских людей и организаций, будь это русское музыкальное общество, консерватория, или Общество охраны русских культурных ценностей». В том же 1955 году, он первый среди артистов балета Франции получает почетную награду «Золотая туфля» украшенную бриллиантами.

Когда в Киеве, в 1994 году был учрежден Международный конкурс и благотворительный фонд им. С.М. Лифаря и состоялся 1-й фестиваль «Серж Лифарь де ла данс», «Золотая туфля» была передана верным другом, спутницей жизни, Сергея Михайловича шведской графиней Лиллан Алефельд Киевскому Музею исторических драгоценностей на вечное хранение. А через 10 лет в Украине выходит почтовая марка с изображением С. Лифаря.

В 1965 году король Швеции награждает Лифаря «Орденом Ваза» — это государственная награда, учрежденная еще с 1772 года, она вручается за особые достижения в области промышленности, торговли и искусства.

Побывать в Советском Союзе Сергею Михайловичу удалось несколько раз. Во время приезда в СССР, в 1961 году, артисту удалось посетить Москву, Ленинград, Тбилиси и родной Киев.

В советской и зарубежной печати 60-х годов появляется много положительных откликов о пребывании Лифаря в СССР. Информации об его встречах с известным исследователем, искусствоведом И. Зильберштейном, ленинградским балетмейстером Л. Якобсоном, театроведом, профессором Н. Эльяшом, со своим другом и коллегой Ю. Григоровичем.

Две недели, в 1968 году по приглашению Главного архивного управления при Совете министров СССР, он пребывал в Москве с докладами о своих коллекциях и интересных находках в пушкинском музее, Архивном управлении, Доме художников.

Перед отъездом он передает в подарок картину М. Ю. Лермонтова «Вид Крестовой горы», хранящуюся ныне в Пятигорском музее Лермонтова.

В 1969 году он был приглашен в качестве гостя на 1-й Московский Международный конкурс артистов балета. В 1976 при содействии его друга Юрия Григоровича, Лифарь вновь приезжает в Москву на 200-летие Большого театра.

Среди друзей и поклонников таланта Лифаря были известные миру люди искусства, творческой интеллигенции, политики, это С. Дягилев, Ф. Шаляпин, А. Вертинский, А. Павлова, С. Рахманинов, С. Прокофьев, И. Стравинский, В. Набоков, Н. Рерих, С. Бернар, Дж. Баланчин, М. Равель, А. Оннегер, М. Шагал, Ч. Чаплин, Ж. Помпиду, Шарль де Голль, К. Шанель, Ж. Кокто, П. Пикассо, И. Бергман, Г. Гарбо и многие другие.

Известно, что Лифарь был страстным коллекционером. Еще один наш известный соотечественник, тоже киевлянин, Александр Вертинский вспоминает: «На парижском балетном горизонте самой интересной фигурой был, конечно, Сергей Лифарь. Будучи балетмейстером, в «Гранд Опера», ему удалось сгруппировать вокруг себя самую способную молодежь. Он занимался с молодыми по 6-8 часов в день и в результате создал французский балет. Работа Лифаря была высоко оценена правительством: он получил французское подданство и на государственной службе. У него был орден Почетного легиона, как у Шаляпина. Меня познакомил с ним Иван Мозжухин, и мы встречались довольно часто. Он был начитан и образован. Зарабатывал огромные деньги, он тратил их на покупку материалов о Пушкине, еще не опубликованных в печати, его писем, стихотворений, рисунков. Эти реликвии он скупал у русской аристократии, иногда за очень большие деньги. Все это потом подарю родине! — говорил он, показывая нам драгоценные рукописи».

Что касается французского гражданства, Вертинский, скорее всего, ошибался, согласно последним публикациям С. М. Лифарь не брал подданства, он имел нансеновский паспорт, который выдавался Лигой наций апатридам.

Из воспоминаний Нины Тихоновой (артистки балета, жившей в Париже): «Широкий во всем, он щедро расточал свой талант, никогда не отказывал в услуге, был доверчив как ребенок, беззаветно любил свое искусство. К деньгам он был совершенно равнодушен и все, что зарабатывал, раздавал или тратил на пополнение коллекции, унаследованной им от Дягелева».

Особое место в коллекции Сергея Михайловича занимали материалы о «солнце русской поэзии», Лифарь признавался: «Пушкин был и навсегда останется моей радостью, солнечным лучом в моей жизни. Как теплота материнской ласки он дорог и близок моему сердцу. Он согревал меня, утоляя мою духовную жажду». Также Сергей Михайлович владел уникальными коллекциями «Театральной живописи», «Театральных костюмов и декораций», собранием старинных книг и раритетных нотных рукописей. Но, к сожалению, по стечению обстоятельств не всем планам Лифаря по поводу дальнейшей судьбы его коллекций удалось осуществиться. Многое было распродано на аукционах, только некоторые экземпляры из коллекций попали в музеи Украины и России.

В 1970 году в Париже Сергея Лифаря избирают членом-корреспондентом Академии изящных искусств, однако в театральных делах начались трудности, интерес прессы к его имени слабеет... Наступал период забвения, неожиданный и жестокий.

Последние годы и месяцы принесли Сергею Михайловичу большие моральные и физические страдания.

Изнуряющая болезнь, резкое ухудшение материального положения, тяжесть расставания с собранными в течение многих лет любимыми коллекциями. Убегая от светлых и одновременно печальных воспоминаний, он принимает решение переехать в Швейцарию, где в Лозанне и проводит последние свои годы.

Умер Сергей Михайлович в ночь с 15 на 16 декабря 1986 года.

Захоронение состоялось, как и завещал С. М. Лифарь на русском кладбище Сент-Женевьев де Буа под Парижем.

На надгробии из черного мрамора написано: «Серж Лифарь из Киева».


2007

К началу |  Предыдущая |  Следующая |  Содержание  |  Назад